Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

РГБ получила в подарок факсимильное издание Иконотеки Вальвазорианы

10 февраля 2017 года

В пятницу, 10 февраля, Российская государственная библиотека получила прекрасный подарок. В присутствии президента Словении господина Борута Пахора исполняющий обязанности генерального директора РГБ Владимир Иванович Гнездилов получил 17 девятикилограммовых фолиантов: факсимильное издание ценной Иконотеки Вальвазорианы.


Вице-консул посольства Словении в Российской Федерации г-жа Хелена Эрман (слева) и директор Национальной и университетской библиотеки Словении г-жа Мартина Розман Салобир . Фото: Мария Колосова / РГБ

Иконотека Вальвазориана (Iconotheca Valvasoriana) — коллекция графики Янеза Вайкарда Вальвазора (1641—1693), учёного, исследователя, энциклопедиста, члена Лондонского королевского общества. В коллекции — 7752 факсимильных, специальным образом обработанных гравюр, рисунков и набросков Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха, Жака Калло и других известных и неизвестных немецких, австрийских, голландских, фламандских, французских, итальянских, английских мастеров ХVI и XVII веков.

Факсимиле коллекции в редакции доктора исторических наук Лойже Гостицы издал Фонд Янеза Вайкарда Вальвазорa при Академии наук и искусств Словении. Это уникальное лимитированное факсимильное издание коллекции графических искусств опубликовано в 2008 году. Г-н Гостица, руководитель проекта и главный редактор издания, предложил подарить последнюю копию Российской государственной библиотеке и обратился с просьбой в Национальную и университетскую библиотеку Словении с просьбой организовать передачу коллекции.

Событию предшествовала встреча, которая состоялась в стенах Российской государственной библиотеки. Владимир Иванович Гнездилов, исполняющий обязанности генерального директора РГБ, Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора по внешним связям и выставочной деятельности, и Татьяна Алексеевна Андрианова, заведующая отделом зарубежного библиотековедения и международных библиотечных связей, принимали директора Национальной и университетской библиотеки Словении г-жу Мартину Розман Салобир и г-жу Хелену Эрман, вице-консула посольства Словении в Российской Федерации. Гостьи рассказали, что главный редактор издания г-н Гостица в ходе подготовки своей докторской диссертации много времени провёл в стенах Российской государственной библиотеки и ему особенно приятно знать, что факсимильное издание Иконотеки Вальвазорианы отныне будет храниться в РГБ.


Владимир Иванович Гнездилов , исполняющий обязанности генерального директора РГБ, и Наталья Юрьевна Самойленко , заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности, принимают гостей из Словении. Фото: Мария Колосова / РГБ

В свою очередь, Владимир Гнездилов поблагодарил гостей за этот бесценный дар: «Мы разместим его в наших фондах и сделаем его доступным для всех граждан России, зарубежных граждан, словенцев, которые здесь работают или учатся. Я думаю, это украсит и обогатит наш фонд». Владимир Иванович предложил разработать и подписать соглашение о сотрудничестве между Российской государственной библиотекой и Национальной библиотекой Словении. Это предложение было горячо одобрено всеми участниками встречи.

  • Том I (429 листов) содержит эпизоды из Ветхого Завета, блестящие работы датских и фламандских авторов, немецких граверов, некоторые работы представителей итальянской и французской школ, а также большое количество копий знаменитых художников, таких как Питер Пауль Рубенс. Среди работ присутствует множество небольших изображений Святой Девы, Иисуса и Святых.
  • Том II (480 листов) включает картины из Нового Завета, изображения Святой Девы и Иисуса. Большинство работ принадлежат датским, фламандским и немецким авторам, а также некоторым итальянским. Также представлено несколько копий художников Энтони ван Дейка и Питера Пауля Рубенса, а также предназначенных для широкой публики оттисков различных издателей.
  • Том III (466 листов) в основном включает изображения Святых и отшельников. Кроме того, присутствует множество оттисков династии Саделеров и их копировщиков, творений Д. Тенирса, Ж. Барра, Дж. де Верта, немецких авторов Й. Умбаха, Л. Килиана, Д. Кустоса, Мерло и, наконец, скромных анонимных работ, содержащих только адрес издателя.
  • Том V (298 листов) включает изображения сивилл, аллегории свободных искусств, месяцев, пор года, элементов, стран света и чувств. Преобладают датские, фламандские и немецкие авторы. Работы итальянских и французских мастеров представлены в меньшем количестве. Также есть анонимные листы, предназначенные для широкой публики и содержащие только адрес издателя.
  • Том VI (245 листов) содержит изображения костюмов, фейерверков, театрализованных представлений, архитектурных видов, математических, геометрических приборов и др. Большое количество оттисков являются анонимными работами, содержащими только адреса издателей, в основном жителей немецких и французских городов. Как и в других томах, присутствуют листы, предназначенные для массового пользования, содержащие только адрес издателя.
  • Том VII (328 листов) содержит множество географических карт, гербов, ведутов городов, портов и другое. Преобладают анонимные работы для широкой публики, напечатанные различными издателями.
  • Том VIII (328 листов) включает бюллетени, изображения исторических событий и торжественных парадов, крестьян, музыкантов, бродяг, юродивых, карикатуры. Оттиски анонимных авторов содержат только адрес издателя, отдельные работы принадлежат немецким, датским, фламандским, французским или итальянским авторам.
  • Том IX (312 листов) содержит изображения битв, охоты, рыбалки, диких животных, птиц, насекомых, цветов, растений, деревьев, фруктов и др. Большинство работ принадлежит датским, фламандским, немецким авторам. И только некоторые — итальянским и французским. Некоторые листы анонимны и содержат только адрес издателя.
  • Том X (274 листов) представляет темы из «Метаморфоз» Овидия и «Энеиды» Вергилия, изображения Ясона и Геркулеса, а также зарисовки на поэтическую и любовную темы. Династия гравёров Саделеров представлена двумя художниками. Есть несколько оттисков без названия, принадлежащих известным художникам (таким как Раймонди Маркантонио) и содержащих только адрес издателя.
  • Том XI (332 листов) содержит работы на темы из «Искусства любви» Овидия, вакханалий, сцен с путти, изображения обнажённого тела и другое. В основном работы выполнены итальянскими, датскими, фламандскими, немецкими и французскими авторами. Есть несколько анонимных оттисков, содержащих только адрес издателя.
  • Том XII (447 листов) — последний тематический том. В нём содержатся портреты, в основном немецких, датских и фламандских авторов. Меньше представлены французские и итальянские авторы. Некоторые портреты выполнены в графической мастерской Богеншперк, возможно, также автором П. Риттер-Вайтзовичем.
  • Том XIII (399 листов) составлен согласно национальности авторов и в основном содержит работы французских, реже — немецких художников.
  • Том XIV (339 листов) включает, в основном, оттиски Жака Калло, а также его коллег и копировщиков, а также работы Стефано дела Белла, Питера Кваста и Йоста Аммана.
  • Том XV (415 листов) состоит из работ немецких граверов, создателей монограмм, французских, датских и фламандских художников XV и XVI веков, а также их копировщиков. Среди авторов присутствуют: А. Дюрер, Г. Брозамер, Г. Лембергер, Д. Хопфер, Я. Бинк, А. Альтдорфер, М. Шонгауэр, Рембрандт ван Рейн, есть также несколько анонимных работ.
  • Том XVI (277 листов) содержит гербы, выполненные в технике медной графики, и полную коллекцию ксилографий. В основном, работы выполнены немецкими авторами (А. Дюрер, Л. Кранах В. Солис, Й. Амман и др.), а также итальянскими мастерами светотени (Дж. Висентино, У. да Карпи, A. Андреани и др.), французскими создателями монограмм и анонимными копировщиками.
  • Том XVII (465 листов) включает работы европейских мастеров, в основном XVII века, выполненные карандашом, сепией, мелом, бистром, акварельными красками. Присутствуют цветные миниатюры на пергаменте (большинство — религиозного содержания), заглавные буквы (позолоченные), изображения листьев. Наиболее представительная и полная коллекция состоит из работ Ю. Нипурта и Д. Тенирса.
  • Том XVIII (163 листов) содержит акварельные рисунки цветов, фруктов, листьев, птиц, насекомых, животных, образцы идрийского кружева, вероятнее всего выполненные самим Вальвазором или его коллегами.

Опись сделана Национальной библиотекой Беларуси



Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться