РГБ получила в подарок факсимильное издание Иконотеки Вальвазорианы
В пятницу, 10 февраля, Российская государственная библиотека получила прекрасный подарок. В присутствии президента Словении господина Борута Пахора исполняющий обязанности генерального директора РГБ Владимир Иванович Гнездилов получил 17 девятикилограммовых фолиантов: факсимильное издание ценной Иконотеки Вальвазорианы.
Иконотека Вальвазориана (Iconotheca Valvasoriana) — коллекция графики Янеза Вайкарда Вальвазора (1641—1693), учёного, исследователя, энциклопедиста, члена Лондонского королевского общества. В коллекции — 7752 факсимильных, специальным образом обработанных гравюр, рисунков и набросков Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха, Жака Калло и других известных и неизвестных немецких, австрийских, голландских, фламандских, французских, итальянских, английских мастеров ХVI и XVII веков.
Факсимиле коллекции в редакции доктора исторических наук Лойже Гостицы издал Фонд Янеза Вайкарда Вальвазорa при Академии наук и искусств Словении. Это уникальное лимитированное факсимильное издание коллекции графических искусств опубликовано в 2008 году. Г-н Гостица, руководитель проекта и главный редактор издания, предложил подарить последнюю копию Российской государственной библиотеке и обратился с просьбой в Национальную и университетскую библиотеку Словении с просьбой организовать передачу коллекции.
Событию предшествовала встреча, которая состоялась в стенах Российской государственной библиотеки. Владимир Иванович Гнездилов, исполняющий обязанности генерального директора РГБ, Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора по внешним связям и выставочной деятельности, и Татьяна Алексеевна Андрианова, заведующая отделом зарубежного библиотековедения и международных библиотечных связей, принимали директора Национальной и университетской библиотеки Словении г-жу Мартину Розман Салобир и г-жу Хелену Эрман, вице-консула посольства Словении в Российской Федерации. Гостьи рассказали, что главный редактор издания г-н Гостица в ходе подготовки своей докторской диссертации много времени провёл в стенах Российской государственной библиотеки и ему особенно приятно знать, что факсимильное издание Иконотеки Вальвазорианы отныне будет храниться в РГБ.
В свою очередь, Владимир Гнездилов поблагодарил гостей за этот бесценный дар: «Мы разместим его в наших фондах и сделаем его доступным для всех граждан России, зарубежных граждан, словенцев, которые здесь работают или учатся. Я думаю, это украсит и обогатит наш фонд». Владимир Иванович предложил разработать и подписать соглашение о сотрудничестве между Российской государственной библиотекой и Национальной библиотекой Словении. Это предложение было горячо одобрено всеми участниками встречи.
- Том I (429 листов) содержит эпизоды из Ветхого Завета, блестящие работы датских и фламандских авторов, немецких граверов, некоторые работы представителей итальянской и французской школ, а также большое количество копий знаменитых художников, таких как Питер Пауль Рубенс. Среди работ присутствует множество небольших изображений Святой Девы, Иисуса и Святых.
- Том II (480 листов) включает картины из Нового Завета, изображения Святой Девы и Иисуса. Большинство работ принадлежат датским, фламандским и немецким авторам, а также некоторым итальянским. Также представлено несколько копий художников Энтони ван Дейка и Питера Пауля Рубенса, а также предназначенных для широкой публики оттисков различных издателей.
- Том III (466 листов) в основном включает изображения Святых и отшельников. Кроме того, присутствует множество оттисков династии Саделеров и их копировщиков, творений Д. Тенирса, Ж. Барра, Дж. де Верта, немецких авторов Й. Умбаха, Л. Килиана, Д. Кустоса, Мерло и, наконец, скромных анонимных работ, содержащих только адрес издателя.
- Том V (298 листов) включает изображения сивилл, аллегории свободных искусств, месяцев, пор года, элементов, стран света и чувств. Преобладают датские, фламандские и немецкие авторы. Работы итальянских и французских мастеров представлены в меньшем количестве. Также есть анонимные листы, предназначенные для широкой публики и содержащие только адрес издателя.
- Том VI (245 листов) содержит изображения костюмов, фейерверков, театрализованных представлений, архитектурных видов, математических, геометрических приборов и др. Большое количество оттисков являются анонимными работами, содержащими только адреса издателей, в основном жителей немецких и французских городов. Как и в других томах, присутствуют листы, предназначенные для массового пользования, содержащие только адрес издателя.
- Том VII (328 листов) содержит множество географических карт, гербов, ведутов городов, портов и другое. Преобладают анонимные работы для широкой публики, напечатанные различными издателями.
- Том VIII (328 листов) включает бюллетени, изображения исторических событий и торжественных парадов, крестьян, музыкантов, бродяг, юродивых, карикатуры. Оттиски анонимных авторов содержат только адрес издателя, отдельные работы принадлежат немецким, датским, фламандским, французским или итальянским авторам.
- Том IX (312 листов) содержит изображения битв, охоты, рыбалки, диких животных, птиц, насекомых, цветов, растений, деревьев, фруктов и др. Большинство работ принадлежит датским, фламандским, немецким авторам. И только некоторые — итальянским и французским. Некоторые листы анонимны и содержат только адрес издателя.
- Том X (274 листов) представляет темы из «Метаморфоз» Овидия и «Энеиды» Вергилия, изображения Ясона и Геркулеса, а также зарисовки на поэтическую и любовную темы. Династия гравёров Саделеров представлена двумя художниками. Есть несколько оттисков без названия, принадлежащих известным художникам (таким как Раймонди Маркантонио) и содержащих только адрес издателя.
- Том XI (332 листов) содержит работы на темы из «Искусства любви» Овидия, вакханалий, сцен с путти, изображения обнажённого тела и другое. В основном работы выполнены итальянскими, датскими, фламандскими, немецкими и французскими авторами. Есть несколько анонимных оттисков, содержащих только адрес издателя.
- Том XII (447 листов) — последний тематический том. В нём содержатся портреты, в основном немецких, датских и фламандских авторов. Меньше представлены французские и итальянские авторы. Некоторые портреты выполнены в графической мастерской Богеншперк, возможно, также автором П. Риттер-Вайтзовичем.
- Том XIII (399 листов) составлен согласно национальности авторов и в основном содержит работы французских, реже — немецких художников.
- Том XIV (339 листов) включает, в основном, оттиски Жака Калло, а также его коллег и копировщиков, а также работы Стефано дела Белла, Питера Кваста и Йоста Аммана.
- Том XV (415 листов) состоит из работ немецких граверов, создателей монограмм, французских, датских и фламандских художников XV и XVI веков, а также их копировщиков. Среди авторов присутствуют: А. Дюрер, Г. Брозамер, Г. Лембергер, Д. Хопфер, Я. Бинк, А. Альтдорфер, М. Шонгауэр, Рембрандт ван Рейн, есть также несколько анонимных работ.
- Том XVI (277 листов) содержит гербы, выполненные в технике медной графики, и полную коллекцию ксилографий. В основном, работы выполнены немецкими авторами (А. Дюрер, Л. Кранах В. Солис, Й. Амман и др.), а также итальянскими мастерами светотени (Дж. Висентино, У. да Карпи, A. Андреани и др.), французскими создателями монограмм и анонимными копировщиками.
- Том XVII (465 листов) включает работы европейских мастеров, в основном XVII века, выполненные карандашом, сепией, мелом, бистром, акварельными красками. Присутствуют цветные миниатюры на пергаменте (большинство — религиозного содержания), заглавные буквы (позолоченные), изображения листьев. Наиболее представительная и полная коллекция состоит из работ Ю. Нипурта и Д. Тенирса.
- Том XVIII (163 листов) содержит акварельные рисунки цветов, фруктов, листьев, птиц, насекомых, животных, образцы идрийского кружева, вероятнее всего выполненные самим Вальвазором или его коллегами.
Опись сделана Национальной библиотекой Беларуси